Практическая часть

Лабораторная работа № 1
Принципы и инструменты
информационного поиска

в сети Интернет

Цель: освоить навыки работы с интерфейсами (поисковые WWW-серве­ры, браузеры).

 

Задание 1. Выполните поиск информации в Internet, согласно табл. 1.

Для этого введите адреса URL в строке адресов.

Таблица 1

Список поисковых серверов и каталогов

Адрес

Описание

http://www.excite.com

Поисковый сервер с обзорами узлов
и путеводителями

http://ww.alta-vista.com

Поисковый сервер, имеются возможности расширенного поиска

http://www.hotbot.com

Поисковый сервер

www.poland.net
 
www.israil.net

Региональные поисковые серверы Польши, Израиля

http://www.ifoseek.com

Поисковый сервер (простой в использовании)

http://www.ipl.org

Internet Publik library, публичная библиотека, функционирующая в рамках проекта
«Всемирная деревня»

http://www.wisewire.com

WiseWire – организация поиска с применением искусственного интеллекта

http://www.webcrawler.com

WebCrawler – поисковый сервер, прост в обращении

http://www.yahoo.com

Каталог Web и интерфейс для обращения
к полнотекстовому поиску на сервере
AltaVista

http://www.aport.ru

Апорт – русскоязычный поисковый сервер

http://www.yandex.ru

Яндекс – русскоязычный поисковый сервер

http://www.rambler.ru

Рамблер – русскоязычный поисковый сервер

Справочные ресурсы Интернета

http://www.yellow.com

Желтые страницы Интернета

http://monk.newmail.ru

Поисковые системы различного профиля

www.top200.ru

200лучших Web-сайтов

www.allru.net

Каталог русских ресурсов Интернет

www.ru

Каталог русских ресурсов Интернет

www.allru.net/z09.htm

Образовательные ресурсы

www.students.ru

Сервер российского студенчества

http://www.cdo.ru/index_new.asp

Центр дистанционного обучения

Окончание табл. 1

 

Адрес

Описание

http://www.open.ac.uk

Открытый университет Великобритании

http://www.ntu.edu

Национальный университет США

www.translate.ru

Электронный переводчик текстов

www.pomorsu.ru/guide.library.html

Список ссылок на сетевые библиотеки

www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

www.citforum.ru

Электронная библиотека

www.infamed.com/psy

Психологические тесты

www.pokoleniye.ru

Web-сайт Федерации Интернет Образования

www.metod.narod.ru

Образовательные ресурсы

www.ccollege.ru

Web-сайт дистанционного образования

www.spb.osi.ru/ic/distant/default.htm

Дистанционное обучение в Интернет

www.examen.ru

Экзамены и тесты

www.kbsu.ru/~book/

Учебник информатики

Mega.km.ru

Энциклопедии и словари

 

Задание 2. Введите адрес правительственного сайта России –http://www.gov.ru. Продвигаясь по сайту, выполните интуитивный поиск информации, установите закладки на web-страницах, отвечающие на поставленные вопросы. Для этого:

1. Найдите биографию президента России.

2. Установите дату рождения министров связи, финансов, экономического развития.

3. Найдите правительственный сайт вашего родного города, региона.

 

Задание 3. Введите адрес «Белого дома» http://www.whitehouse.gov, ответьте на следующие вопросы, установив закладки на страницах.

1. Сколько всего было президентов США?

2. Когда родился первый президент Америки?

3. Какие шедевры украшают кабинеты Белого дома?

 

Задание 4. Подготовьте документ Word. Скопируйте в него фотографию указанного президента и фрагмент биографии. Сохраните документ в вашей папке под именем President_US_№.doc (где № – номер президента).

 

Контрольные вопросы

1. Что такое Интернет?

2. Каков принцип работы TCP/IP.

3. Что такое браузер?

4. Назовите основные элементы окна.

5. Охарактеризуйте свойства браузера.

6. Назовите способы подключения к Интернету.

Лабораторная работа № 2
Поиск информации в Интернете

Цель: освоить навыки поиска информации в сети Интернет с помощью поисковых систем.

 

Задание 1. С помощью любой поисковой системы найдите несколько слов, которые встречаются в сети Интернет более 1 000 000 раз.

ПРИМЕР: Статистика слов: Интернет: 3 4511 721

Сравните, как на один и тот же запрос на поиск реагируют разные поисковые системы (не менее 3 систем). Какая из них эффективнее? Почему?

 

Задание 2. Зайдите на поисковую систему или найдите сайт, посвященный музеям России (покажите преподавателю и получите задание по исследованию конкретного музея) и музеям мира по варианту (варианты представлены в табл. 2). отчет должен содержать характеристику музеев – объем текста не более двух страниц.

Таблица 2

Варианты заданий

Вариант

Название страны

Вариант

Название страны

1

Австралия

15

Грузия

2

Австрия

16

Дания

3

Аргентина

17

Египет

4

Армения

18

Израиль

5

Белоруссия

19

Индия

6

Бельгия

20

Испания

7

Болгария

21

Италия

8

Бразилия

22

Канада

9

Ватикан

23

Китай

10

Великобритания

24

Куба

11

Венгрия

25

Польша

12

Венесуэла

26

Сингапур

13

Германия

27

США

14

Греция

 

 

 

Задание 3. Зайдите на поисковую систему найдите сайт, посвященный электронным библиотекам, покажите его преподавателю и получите задание по исследованию конкретной библиотеки. Характеристику библиотеки, текст не более 1 страницы поместите в отчет.

 

Задание 4. Переведите английский текст, сохраненный в файле President_US_№.doc, на русский язык, пользуясь электронным переводчиком. Для этого найдите электронный переводчик в сети Интернет, установите на него закладку и ознакомьтесь с инструкцией по его использованию.

 

Задание 5. С помощью поисковых систем выберите тур для путешествия в заданную преподавателем страну. Найдите стоимость путевок и дополнительных услуг для путешествия в июне.

Всю эту информацию, размещенную не более чем на двух страницах, представьте в отчете.

 

Задание 6. Подготовьте иллюстрации к докладу «О методике проведения уроков в школе».

1. Запустите обозреватель MS Internet Explorer.

2. В адресной строке наберите адрес поисковой системы http://www.yandex.ru.

3. В интерфейсе начальной страницы поисковой системы Яndex.ru найдите форму для поиска и строку ввода запроса. Щелчком левой клавиши мыши в строке установите курсор и напечатайте: урок школа. Щелчком левой клавиши мыши в соответствующем окне поставьте флажок Картинки. Инициализируйте процесс поиска в поисковой системе, нажав на кнопку Найти.

4. Просмотрите результаты поиска и найдите среди них наиболее подходящие (релевантные) вашему запросу. Для просмотра увеличенного изображения необходимо щелкнуть левой кнопкой мыши по картинке.

Для запуска интернет-ресурса, на котором располагается данное изображение, щёлкните левой кнопкой мыши по ссылке с его адресом под картинкой. Точно так же можно загрузить другие картинки с сервера (их количество представлено в скобках).

Полученную графическую информацию представите в отчете.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое поисковые каталоги?

2. Назначение поисковых и метапоисковых машин? 

3. Охарактеризуйте службы Интернет:

– терминальный режим;

– списки-рассылки;

– служба телеконференций;

– служба имен доменов (DNS);

– служба передачи файлов.

 

Лабораторная работа № 3
Посещение сайтов
ежедневных электронных газет

 Цель: получить практические навыки просмотра актуальной информации и сохранения интересных статей.

 

Выполните поиск согласно нижеследующим заданиям, для этого выполняйте следующие действия.

www.ytro.ru

·      Добавьте страницу в Избранное в папку Новости.

·      Прочитайте информацию на всей странице.

·      Перейдите в раздел Интернет.

·      Просмотрите статьи и скопируйте текст одной из них в свой документ.

www.lenta.ru

·      Добавьте страницу в Избранное в папку Новости.

·      Прочитайте информацию на всей странице.

·      Перейдите в раздел Масс-медиа.

·      Просмотрите статьи и скопируйте текст одной из них в свой документ.

www.ntvru.com

·      Добавьте страницу в Избранное в папку Новости.

·      Прочитайте информацию на всей странице.

·      Перейдите в раздел Культура.

·      Просмотрите статьи и скопируйте текст одной из них в свой документ.

www.moigorod.ru

·      Добавьте страницу в Избранное в папку Новости.

·      Прочитайте информацию на всей странице.

·      Просмотрите статьи и скопируйте текст одной из них свой документ.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое поиск информации?

2. Охарактеризуйте каждый прием поиска информации:

– простой;

– расширенный;

– контекстный;

– специальный.

 

Лабораторная работа № 4
Работа с почтовым сервером

Цель: освоить приемы работы с почтовым сервером mail.ru.

 

Выполните нижеследующие задания. Для этого:

1. Запустите браузер, выполните поиск бесплатных почтовых Web-сер­веров. Найдите среди них русскоязычные.

2. В окне адресов введите адрес любого почтового Web-сервера, например, mail.ru (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Начальная страница почтового сервера mail.ru

 

Ознакомиться с содержанием справочных материалов «Вопросы и ответы», «Помощь».

3. Произвести регистрацию  (если у вас нет почтового адреса).

Ознакомиться с правилами работы электронной почты.

Выбрать себе имя и пароль, сформулировать вопрос для подсказки пароля.

Рекомендации: имя, пароль и сведения о себе вводить на английском языке.

Вопрос сформулировать таким образом, чтобы ответ на него можно было дать в цифровой форме или латинскими буквами.

Войти в почтовый бокс, ознакомиться с меню почтовой службы.

4. Написать короткое письмо преподавателю сообщив ему, что Вы произвели регистрацию. Отправить письмо. Завершить работу с почтовым сервером.

5. Поменять пароль для входа в свой почтовый ящик. Вновь запустить почтовую службу и войти в почтовый бокс, смоделировав ситуацию, при которой вы забыли свой пароль. Выбрать или ввести свой вопрос, ответить на него и поменять пароль.

6. Подготовить и отправить письмо «К друзьям».

С помощью любого редактора (Блокнота или Word) написать письмо своим друзьям и коллегам с сообщением о Вашей готовности вступить с ними в немедленную переписку. Сохранить письмо в своей папке (на жестком диске) или на своей дискете.

Вызвать команду: «Написать письмо». Текст письма скопировать из ранее подготовленного документа. Проконтролировать вставку автоподписи.

Заполнить адресное поле – адрес одного из Ваших друзей, остальные адреса указать в поле «Копия».

Заполнить поле для темы письма.

Установить флажок «Сохранить в черновиках» и отправить письмо.

7. Научиться работать с папками Вашего почтового бокса.

Создать новую папку в почтовом боксе, дать ей имя «Учебная».

Проверить папку «Входящие» на наличие новых писем. Переместить учебные письма в созданную папку

Просмотреть содержимое папки Черновики. Убедиться в наличии там копии отправленного письма.

8. Научиться работать с адресной книгой.

Проверить «Входной блок» на наличие новой почты.

При наличии почты выполнить следующие действия:

1) прочесть письмо;

2) занести адрес вашего корреспондента в адресную книгу. Обязательно заполните поле «Комментария» (например, "Мой соученик, контактный телефон  и т. д.");

3) переместить почту, связанную с занятиями, в папку «Учебная»;

4) ответить на все письма (например, сообщить номер своего контактного телефона), воспользовавшись средствами адресной книги для заполнения полей «Адрес» и «Копия»;

5) отправить письмо и закончить работу с почтовой программой.

9. Подготовить файл для «Прикрепления» к письму. Это может быть рисунок или документ Word или таблиц Excel. Сохранить файл на своем диске или в своей папке.

10. Отправить письма с «прикрепленными» документами.

Вновь активизировать почтовую программу и войти в свой бокс.

Проверить новую почту. Если есть почта от новых адресатов, занести их в адресную книгу, отредактировать старые записи в адресной книге на основе полученных в письмах сведений. Переместить учебную почту в папку «Учебная».

Подготовить письмо, прикрепить к нему файл и отправить нескольким абонентам.

11. Научиться работать с прикрепленными файлами.

Проверить почту, обратить внимание на то, как отображается наличие прикрепленного к письму файла.

Прочитать письмо и ознакомиться с меню работы с вложенными файлами.

Проверить файл на Вирус.

«Скачать» файл на диск в свою папку.

Сохранить в этом же файле (скопировать через буфер) основной текст письма и адрес вашего корреспондента.

Продемонстрировать преподавателю состав вашего почтового ящика, папку «Учебная», адресную книгу и сохраненный файл.

 

Контрольные вопросы

1. Каковы преимущества электронной почты?

2. Что собой представляет электронный почтовый ящик?

3. Из каких частей состоит адрес электронной почты? Ответ продемонстрируйте на примере.

4. Что не рекомендуется указывать в пароле?

5. В каком режиме чаще осуществляется работа с электронной почтой?

6. Как работать с адресной книгой?

7. Как прикрепить файл к письму?

8. Какие ограничения накладываются на прикрепляемые файлы?