Раздел 1. Вводный фонетический курс  (теоретическая часть)

§ 1. Немецкий алфавит, классификация и характеристика немецких гласных и согласных звуков

1.1. Das Alphabet (немецкий алфавит)

1.2.  Классификация гласных звуков

1.3. Характеристика гласных звуков

1.4. Классификация согласных звуков

1.5. Характеристика согласных звуков

1.6. Слоги

1.7. Фонетическая транскрипция и ее возможности

1.8. Контрольные вопросы

§ 2. Интонация, её компоненты

2.1. Словесное ударение

2.2. Фразовое ударение

2.3. Паузы

2.4. Мелодика и ее виды

2.5. Контрольные вопросы

§ 1. Немецкий алфавит, классификация и характеристика немецких гласных и согласных звуков

Фонетика – это наука о звуковом строе языка, об основных особенностях произношения, ударения и интонации, свойственных языку
в устной речи. Устная речь, как самая естественная форма существования языка, строится из определенным образом организованных звуковых комплексов – слов, словосочетаний и предложений. На письме
для обозначения звуков используются соответствующие буквы алфавита. Однако полного соответствия между звуками речи и буквами алфавита нет.

Немецкий алфавит состоит из 26 букв, которые часто называют латинскими, поскольку появились они в немецком языке, как и во многих других языках мира, из латинского языка. В разных языках эти буквы нередко по-разному называются и обозначают не совсем одинаковые звуки. Поэтому, прежде всего, необходимо твердо знать немецкий алфавит и значение его букв. Это существенно облегчает чтение и работу со словарем, где все слова размещаются обычно в строго алфавитном порядке.

1.1. Das Alphabet (немецкий алфавит)

Aa  Bb  Cc  Dd  Ee  Ff  Gg

Hh  Ii  Jj  Kk  Ll  Mm  Nn  Oo  Pp

Qq Rr   Ss  Tt  Uu  Vv  Ww

Xx  Yy  Zz

Ää  Öö  Üü   ß

 

Алфавитному порядку подчиняются и дополнительные варианты букв немецкого алфавита ä «а-умлаут», ö «о-умлаут» и ü «у-умлаут» по их основным компонентам – буквам а, о и u, хотя обозначают они  разные звуки. Буква ß «эс-цэт» приравнивается в алфавитном порядке словаря к удвоенной букве ss.

Буквы алфавита имеют прописное и строчное написание. Прописные (заглавные) буквы используются в немецком языке не только в начале предложений и имен собственных, но и в начале всех существительных. Такая особенность немецкой орфографии позволяет выделить существительные сразу среди других слов в предложении.

Буквы немецкого алфавита читаются, как правило, в соответствии с их алфавитным значением, выраженным,  так или иначе, в их названии. Но некоторые буквы могут читаться по-разному в зависимости от их места в слове. Иногда разные буквы обозначают один и тот же звук, а некоторые звуки не имеют своей буквы в алфавите латинского происхождения, поэтому для их обозначения используются дополнительные буквы и различные буквосочетания.

Помимо правил чтения отдельных букв и буквосочетаний необходимо усвоить также важнейшие особенности немецкого произношения. Хотя многие немецкие звуки и обнаруживают известное сходство с русскими звуками, между ними имеются значительные различия, составляющие специфику каждого языка. Овладеть правильным немецким произношением нелегко, но вполне возможно, если приложить к этому необходимые усилия.

В практическом курсе фонетики немецкого языка изучаются звукообразование, ударение, мелодика, интонация. Эти явления в совокупности формируют наше произношение. Правильное произношение способствует быстрому восприятию устной речи, обеспечивает взаимопонимание при общении на немецком языке. Говоря о произношении, имеют в виду не только правильную артикуляцию звуков, но и правильную расстановку в словах и фразах ударений, акцентов, использование соответствующей интонации, т.е. владение всеми акустико-артикуляционными и коммуникативными аспектами иноязычного высказывания.

Любое высказывание представляет собой речевую цепь, основным элементом которой является звук. Артикуляционно все звуки речи делятся на гласные и согласные. В образовании гласных участвует голос, в образовании согласных голос участвует не всегда: [a:], [o:], [u:], [b]-[p], [v]-[f]. При образовании гласных воздушная струя не встречает преград в полости рта. При образовании согласных струя воздуха преодолевает различные препятствия в полости рта. Ими могут быть: сомкнутые губы: [b] - [p],  сближенные губы и зубы: [v] - [f], сомкнутая с зубами или альвеолами, передняя часть спинки языка: [d] - [t], [z] - [s], поднятая к мягкому нёбу задняя часть спинки языка: [g] - [k]  и др.

Ознакомление с речевым аппаратом поможет Вам понять объяснение произношения немецких звуков.  Поскольку  звуки речи возникают в результате деятельности речевого аппарата, то необходимо знать, как устроен речевой аппарат и как он функционирует.

 Речевой аппарат состоит из трёх основных  частей:

1. дыхательные органы: дыхательное горло (трахея), бронхи и лёгкие. Непосредственного участия в образовании звуков речи они не принимают, но поставляют для этого материал – воздух.

2. Органы голосообразования: гортань и голосовые связки.

Гортань – выдыхаемый из лёгких воздух попадает через дыхательное горло в гортань, которая представляет собой верхнюю расширенную часть трахеи. Это сложная система хрящей и мышц. Основание гортани – перстневидный хрящ, передняя стенка – щитовидный хрящ. Самая существенная для голосообразования часть гортани – это голосовые связки. Они представляют собой две идущие параллельно друг другу мышцы, которые прикреплены одним концом к щитовидному хрящу, другим к черпаловидным хрящам, пространство между ними называется голосовой щелью. Голосовые связки имеют особое мышечное строение: пучки мышечных волокон идут в разных взаимно противоположных направлениях, благодаря этому они могут колебаться всей массой, одной частью или краями. В силу этого они производят тон голоса. Благодаря подвижности хрящей и эластичности голосовых связок, положение голосовых связок и форма голосовой щели могут меняться, различают несколько укладов голосовых связок:

 

рис. 1. Укладка голосовых связок: 1 – уклад глубокого дыхания; 2 – уклад голоса, или фонации; 3 – уклад сомкнутый;
4 – уклад шёпота

 

3. Артикуляционные органы: полость гортани, полость зева, полость рта, полость носа. В зависимости от своей роли в процессе образования звуков артикуляционные органы делятся на активные и пассивные. К активным органам относятся подвижные части речевого аппарата, которые играют основную роль в образовании звуков (голосовые связки, язычок, мягкое нёбо, губы, задняя, передняя, средняя спинка языка и его кончик). К пассивным органам относятся неподвижные части речевого аппарата (твёрдое нёбо, альвеолы, верхние и нижние зубы).

Фонетика, т. е. наука о звуковом строе языка, насчитывает в немецком языке 42 звука, если не принимать во внимание некоторые их варианты, а также звуки, встречающиеся в словах иностранного происхождения.

Среди всех немецких звуков различают 16 гласных и З дифтонга (слитные гласные), 20 согласных и З аффрикаты (слитные согласные). Как видим, звуков в немецком языке гораздо больше, чем букв в алфавите. Поэтому на письме используются дополнительные буквенные варианты и различные буквосочетания.

 

Scan0002

рис. 2. Речевой аппарат:
1 – ротовая полость; 2 – губы; 3 – зубы; 4 – язык;

5 – кончик языка; 6 – передняя спинка языка; 7 – средняя спинка языка;

8 – задняя спинка языка; 9 – альвеолы; 10 – твердое нёбо; 11 – мягкое нёбо;

12 – язычок; 13 – голосовые связки; 14 – трахея; 15 – носовая полость

 

1.2.  Классификация гласных звуков

Гласные звуки классифицируются по артикуляторным, акустическим и функциональным свойствам. Артикуляционные свойства гласных заключаются в том, что эти звуки образуются с обязательным участием голоса и при отсутствии какой-либо преграды в надгортанных полостях.

Для образования гласных характерна особая роль губ, языка и мягкого нёба, влияющих на их качества. С акустической точки зрения гласные — это звуки с голосовым источником возбуждения.

Особая функция гласных заключается в том, что они являются вершиной слога, слогообразующим элементом в сочетаниях звуков речи. Выступая в роли слогообразующего элемента, гласный, с одной стороны, как бы подчиняет себе соседние согласные, поскольку артикуляционная реализация согласного существенно зависит от качества гласного в слоге. С другой стороны, изменения самого гласного обеспечивают фонетическую целостность слова как последовательности слогов, один из которых несёт словесное ударение, а другие являются безударными. Объединение слов  в синтагму (высказывание) происходит благодаря специальной фонетической организации ударных гласных. Таким образом, фонетическая функция гласных — организация звуковой целостности слога, слова и синтагмы.

По артикуляционным свойствам гласные классифицируются по степени подъема языка, степени продвинутости языка вперед или назад, положению губ (наличие или отсутствие лабиализации), положению мягкого нёба.

По степени подъема языка гласные подразделяются на З группы:

§  гласные нижнего подъема, при артикуляции которых язык занимает максимально низкое положение в полости рта;

§   гласные высокого подъема, при образовании которых язык занимает самое высокое положение в полости рта;

§   гласные среднего подъема, не относящиеся ни к гласным верхнего, ни к гласным нижнего подъема.

Степень продвинутости характеризуется продвижением языка в переднюю или заднюю часть полости рта. Это служит основанием для характеристики гласных по ряду: при образовании гласных переднего ряда вся масса языка продвинута вперед, при образовании гласных заднего ряда назад; при образовании гласных смешанного ряда (среднего ряда), язык вытянут вдоль полости рта.

Положение губ (лабиализация) т.е. вытягивание и округление губ при образовании гласных – один из наиболее распространённых признаков гласных.

По положению мягкого нёба гласные являются ротовыми, но слегка назализованными (мягкое нёбо поднято и почти или полностью закрывает проход воздуха в полость носа).

По длительности звучания гласные делятся на долгие и краткие. Долгие - гласные характеризуются значительной напряженностью артикуляции. Долгота и краткость гласных является фонетическим (смыслоразличительным) признаком. Долгота характеризуется удвоением гласных, наличием непроизносимых е или h после гласного (Paar, Bier, Uhr).

Характерной особенностью гласных является наличие у них твердого (нового) приступа, если гласный начинает слово или слог. Твердый приступ (der Knacklaut) – это энергичное (беззвучное) смыкание голосовых связок перед началом произнесения гласного и затем их резкое размыкание.

С точки зрения однородности артикуляции гласные делят на монофтонги и дифтонги. Если монофтонги состоят из одного гласного звука, то дифтонги состоят из двух гласных звуков, например [a] + [e] = [ae];
[
a] + [o] = [ao] и [o]+ [ǿ]= [כǿ]. При произнесении первый звук быстро переходит во второй, оба звука краткие, причем первый из них ударный, открытый, а второй – безударный, закрытый.

 

1.3. Характеристика гласных звуков

В немецком языке гласные звуки характеризуются следующим образом:

[a:] – долгий, открытый  звук заднего ряда, нижнего подъема;

[а] – краткий, открытый  звук переднего ряда, нижнего подъема;

[e:] – долгий, закрытый звук переднего ряда, среднего подъема;

[ε:] – долгий, открытый звук переднего ряда, среднего подъема;

[ε] – краткий, открытый звук переднего ряда, среднего подъема;

[ǿ:] – долгий, закрытый, лабиализованный звук переднего ряда, среднего подъема;

[œ] – краткий, открытый, лабиализованный звук переднего ряда, среднего подъема;

[i:] – долгий, закрытый звук переднего ряда, высокого подъема;

[i] – краткий, открытый звук переднего ряда, высокого подъема;

[y:] – долгий, закрытый, лабиализованный звук переднего ряда, высокого подъема;

[y] – краткий, открытый, лабиализованный звук переднего ряда, высокого подъема;

[o:] – долгий, закрытый, лабиализованный звук, заднего ряда, среднего подъема;

[כ] – краткий, открытый, лабиализованный звук заднего ряда, среднего подъема;

[u:] – долгий, закрытый, лабиализованный звук заднего ряда, высокого подъема;

[u] – краткий, открытый, лабиализованный звук, заднего ряда, высокого подъема;

[ә] – редуцированный звук, среднего ряда, среднего подъема;

[ǽ] –  дифтонг, широкий, нисходящий;

[ao] – дифтонг, широкий, нисходящий;

[כǿ] – дифтонг, широкий, нисходящий.

 

1.4. Классификация согласных звуков

Артикуляционным свойством согласных является обязательное наличие преграды в речевом тракте. С акустической точки зрения согласные характеризуются как звуки, при образовании которых важную роль играют шумовые источники. Артикуляционная классификация согласных строится на основе следующих признаков.

1. Активный действующий орган, образующий преграду. По этому признаку согласные делятся на:

§  губные (лабиальные): [p], [b], [m]

§   губно-зубные: [f], [v], [pf]

§  переднеязычные: [s], [z], [ts], [t], [d], [n], [l], [r], [∫], [t∫]

§  среднеязычные: [ç] ,[j]

§   заднеязычные: [k], [g], [η]

§   заднепалатальные: [х], [R]

§   ларингальный (гуттуральный): [h]

2. Способы образования преграды. Если проход воздушной струи по речевому тракту прекращается полностью, то образуются смычные согласные, которые могут быть:

§  взрывными (если смычка раскрывается мгновенно): [p], [t], [k], [b], [d], [g];

§  аффрикатами (если после смычки артикулирующие органы не раскрываются полностью и между ними сохраняется сужение): [ts], [t∫], [pf]. Если преграда лишь сужает речевой тракт, то образуются щелевые согласные: [f], [s], [х], [ç], [h], [v], [z], [j]. При вибрации активного действующего органа образуются дрожащие согласные (вибранты): [r], [R].

3. Поведение голосовых связок. Если голосовые связки при образовании согласных сведены, напряжены и находятся в состоянии колебания, образуются звонкие согласные, если разведены и не участвуют в артикуляции – глухие.

4. Положение мягкого нёба. При поднятом мягком нёбе, закрывающем проход воздуха в полость носа, образуются ротовые согласные, при опущенном – носовые: [m], [n], [η].

Могут учитываться и другие свойства артикуляции. Так, с точки зрения пассивного действующего органа, вышеперечисленные согласные можно охарактеризовать как дентальные (зубные), альвеолярные (надзубные), палатальные (среднеязычные), велярные (заднеязычные).

По месту прохождения воздушной струи при артикуляции согласные можно характеризовать как срединные и боковые [l].

При акустической классификации учитывается сила шумовых составляющих, поэтому согласные разделяются на шумовые и   сонорные. У сонорных согласных тон преобладает над шумовыми составляющими, поэтому артикуляционно-сонорные являются больше согласными, а по акустическим характеристикам они ближе к гласным.

В немецком языке, как и в русском, согласные чередуются по глухости и звонкости: [p]-[b], [t]-[d], [k]-[g], [f]-[v], [s]-[z].

Однако в отличие от русского языка, в немецком отсутствует деление согласных на твердые и мягкие, немецкие согласные произносятся в целом несколько мягче русских твердых согласных и не смягчаются так сильно перед гласными переднего ряда.

 

1.5. Характеристика согласных звуков

Согласные звуки имеют следующие характеристики:

[p] – глухой, взрывной, губной, сильный;

[b] – звонкий, взрывной, губной, слабый

[t] – глухой, взрывной, переднеязычный, альвеолярный, сильный;

[d] – глухой, взрывной, переднеязычный, альвеолярный, слабый;

[k] – глухой, взрывной, заднеязычный, альвеолярный, сильный;

[g] – звонкий, взрывной, заднеязычный, слабый;

[f] – глухой, щелевой, губно-зубной, альвеолярный, сильный;

[v] – звонкий, щелевой, губно-зубной, альвеолярный, слабый;

[s] – глухой, щелевой, переднеязычный, альвеолярно-зубной, сильный;

[z] – звонкий, щелевой, переднеязычный, альвеолярно-зубной, слабый:

[∫] – глухой, щелевой, заальвеолярный, переднеязычный, сильный;

[З] – звонкий, щелевой, заальвеолярный, переднеязычный, слабый;

[х] – глухой, щелевой, заднеязычный, сильный;

[ç] – глухой, щелевой, среднеязычный, сильный;

[j] – звонкий, щелевой, среднеязычный, слабый;

[h] – глухой, щелевой, ларингальный (гортанный);

[m] – сонорный, носовой, губной;

[n] – сонорный, носовой, альвеолярный, переднеязычный;

[ŋ] – сонорный, носовой, заднеязычный;

[l] – сонорный, латеральный (боковой), переднеязычный;

[r] – сонорный, альвеолярный, переднеязычный, дрожащий (вибрант);

[R] – сонорный, увулярный (язычковый), дрожащий (вибрант);

[pf] – глухой, губно-зубной, смычно-щелевой (аффриката);

[ts] – глухой, губно-альвеолярный, смычно-щелевой (аффриката);

[t∫] – глухой, губно-постальвеолярный, смычно-щелевой (аффриката).

 

1.6. Слоги

В процессе речи выдыхаемый воздух идет не сплошной струей, а отдельными толчками, различными по силе. Один или несколько звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха, называется слогом. Слог является минимальным  отрезком речевого потока и состоит из  гласного и примыкающих к нему согласных.

Различают три типа слогов:

1) открытые, которые оканчиваются на гласный (du, Ta-fel)

Открытыми называются слоги, заканчивающиеся на гласный или вообще состоящие из одного гласного. В открытых слогах гласные под ударением произносятся долго, а без ударения полудолго.

Иногда долгота гласного выражается на письме удвоением гласной буквы, которая читается как один долгий звук (не два!) (Saal).

В некоторых словах в качестве знака долготы на письме после гласной стоит буква h, которая в таком случае не читается.

Буквосочетание iе под ударением обозначает долгий звук [i:] (Sieh)/

2) закрытые, которые оканчиваются на согласный (аn, Bann, kalt)

Закрытыми называются слоги, которые оканчиваются на одну или несколько согласных. В закрытых слогах гласные произносятся кратко, значительно короче русских ударных гласных, но очень четко. Следующий за ними согласный звук как бы мгновенно обрывает их звучание, и произносятся сам напряженнее, чем обычно.

Иногда краткость корневого гласного обозначается на письме удвоением следующей согласной буквы или употреблением буквосочетаний ck,tz,ng, читающихся как один звук.

3) условно закрытые, которые содержат долгий гласный и оканчиваются на согласный, но при изменении слова превращаются в открытые, так как конечный согласный отходит к последующему слогу (Tag,но Tage, Brot, но Brote)

В открытых и условно закрытых слогах гласный всегда является долгим. В закрытом слоге гласный, как правило, произносится кратко. Но есть небольшое количество слов, где в закрытом слоге гласный является долгим (Erz, wer, Mond)

Открытые и закрытые слоги могут характеризоваться признаком прикрытости, если они начинаются на согласный (Park, Paar), и неприкрытости, если они начинаются на гласный (Ohr, ab).

 

1.7. Фонетическая транскрипция и ее возможности

В фонетике для точного обозначения звуков применяются специальные знаки Международной фонетической транскрипции. В этой транскрипции каждому  звуку языка соответствует свой знак, причем слова записываются так, как они произносятся или должны произноситься согласно нормам правильного произношения. В большинстве случаев знаки транскрипции совпадают с малыми буквами латинского алфавита, за которыми закрепляется значение обычного алфавита, эти знаки и слова, записанные с их помощью, заключаются в квадратные скобки.

Bald [balt]         dann [dan]

Имеются также особые знаки для звуков, не представленных буквами латинского алфавита. Например, знак [∫] обозначает в транскрипции согласный звук, похожий на русский «ш», который в немецком языке передается на письме через буквосочетание sch или другим способом.

Tisch [ti∫]       still [∫til]

В транскрипции находят отражение и некоторые важные особенности в произношении немецких звуков, часто никак не обозначаемые в обычной орфографии. Например, знак двоеточия [:] служит здесь для обозначения долготы гласных, так как в немецком языке очень четко различаются долгие и краткие гласные и это различие носит смысловой характер.

Weg [ve:k] дорога    weg  [vεk] прочь

Заметим, что в транскрипции отдельных слов знак ударения ставится перед ударным слогом только в словах, состоящих из двух или более слогов, а в односложных не ставится.

 В безударных слогах длительность долгих гласных сокращается, они произносятся полудолго, что иногда помечается одной точкой, хотя в словарях эта помета обычно опускается.

Foto [`fo;to]

Из всех немецких гласных только «е» в безударных слогах сильно сокращается (редуцируется) и становятся слабым звуком [ә] похожим по звучанию на русское «е» в слове «тоже».

Wege [ve:gə]

Все немецкие гласные в начале слова или слога произносятся с твердым приступом, своеобразным слабым щелчком, возникающим в гортани в результате мгновенного размыкания голосовых связок при образовании начального гласного. В транскрипции этот призвук имеет особый знак [‘], который ставится перед гласными.

acht [‘axt]

Фонетическая транскрипция с её возможностями поможет вам быстрее и эффективнее овладеть правильным немецким произношением. Знание транскрипции и умение ею пользоваться создают необходимые условия для успешной работы над фонетикой. Для усвоения произношения и, особенно для развития навыков понимания немецкой речи на слух, следует максимально использовать все доступные средства: аудиокассеты и видеофильмы, программы радио и телевидения, компьютерные программы и, самое главное, живое общение с людьми, говорящими по-немецки.

 

1.8. Контрольные вопросы:

1.  В чем состоит различие между буквой и звуком?

2.  Сколько букв в немецком алфавите?

3.  Какие варианты букв используются дополнительно?

4.  Как называется наука о звуковом строе языка?

5.  Сколько звуков насчитывается в немецком языке?

6.  Что такое речевой аппарат и из чего он состоит?

7.  Что относится к дыхательным органам, голосообразовательным органам и к артикуляционным органам, их функции?

8.  Какую функцию они выполняют при произношении немецких звуков?

9.      Какие существуют типы уклада голосовых связок?

10.  Для чего в фонетике используется транскрипция?

11.  Как обозначается в транскрипции долгота гласных?

12.  Когда и где ставится знак ударения в транскрипции?

13.  Что представляет собой твердый приступ гласных?

14.  По каким артикуляционным свойствам классифицируются гласные?

15.  По каким артикуляционным свойствам классифицируются согласные?

16.  Какие типы слогов различаются в немецком языке?

17.  Чем отличаются открытые слоги от закрытых?

18.  Какие слоги считаются условно-закрытыми?

19.  В чем состоит различие между гласными переднего и заднего
ряда?

20.  В чем состоит различие между закрытыми и открытыми глас-ными?

21.  Сколько долгих гласных в немецком языке и сколько кратких?

22.  В чем состоит отличие согласных от гласных?

23.  Сколько согласных в немецком языке?

24.  Какие согласные произносятся с сильным придыханием?

25.  Чем отличаются глухие согласные от звонких?

26.  Делятся ли немецкие согласные на твердые и мягкие?

27.  Что такое аффриката?

28.  Что такое дифтонг?

 

§ 2. Интонация, её компоненты

Интонация представляет собой комплексное явление. Её компонентами являются ударение, паузы, мелодика, темп, тембр. Интонация выступает важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. В высказывании интонация выполняет множество функций:

1)   различает коммуникативные типы высказывания – побуждение, вопрос, восклицание, повествование;

2)   различает части высказывания соответственно их смысловой важ­ности, выделенности;

3)   оформляет высказывание в единое целое, одновременно расчленяя его на ритмические группы и синтагмы;

4)   выражает конкретные эмоции;

5)   вскрывает подтекст высказывания;

6)   характеризует говорящего и ситуацию общения.

Особую роль играет интонация в рамках целого текста. Она различным образом окрашивает тексты разных стилей и жанров, расчленяет текст на смысловые куски, осуществляя вместе с тем межфразовую связь. Интонация является активным фактором эмоционально-эсте­ти­чес­кого воздействия на слушателя.

 

2.1. Словесное ударение

При произнесении многосложных слов происходит выделение голосом одного из слогов. Выделяется в основном вершина слога, т. е. составляющий его гласный, или дифтонг. Происходит это либо путем поднятия тона (музыкальное ударение), либо путем усиления голоса (динамическое ударение), либо путем увеличения длительности звучания слога (количественное ударение).

В речи эти три вида ударений сочетаются друг с другом и, как правило, изолированно не выступают. К ударному слогу примыкают безударные, которые все вместе образуют определенную акцентно-ритмическую структуру слова, где ударный слог звучит четко, а безударные слоги менее четко, в результате чего образующие их звуки могут редуцироваться. Говоря о словесном ударении в немецком языке, следует различать однокоренные, заимствованные и сложные слова. Место ударения в названных видах слов регулируется определенными правилами.

Ударение в однокоренных словах. В однокоренных словах ударение определяется структурой морфем в слове. Различают корневые морфемы и формообразующие морфемы.

В большинстве однокоренных слов независимо от флексии и изменения формы слова, ударение падает на корневую морфему: kommen, kommenden, gekommen.

В словах с аффиксами (приставками и окончаниями) ur-, -ei, -ieren ударение падает на префикс, если речь идет об образовании слова, используемого при тех же обстоятельствах: `Untreue, `Unruhe,` ungebackt. У глаголов с отделяемыми приставками ударение падает на приставку, у глаголов с неотделяемыми приставками ударение падает на корневую морфему:`abfahren, be`suchen.

У ряда глаголов одна и та же приставка может быть как отделяемой, так и неотделяемой. В этом случае словесное ударение выполняет дифференцирующую (словоразделительную) функцию: `übersetzen (пере­возить), über`setzen (переводить).

Ударение в заимствованных словах. В немецком языке, как и
в других языках, имеется множество заимствованных слов. В таких словах ударение зависит от многих факторов. Однако можно выделить некоторые правила, регулирующие место ударения в иностранных словах. В них ударение в большинстве случаев падает на последний или предпоследний слог. Немецкие суффиксы -
haft, -keit, -reich, -voll, -isch,- ig,
-
ung в иностранных словах безударны. Ударным в этих случаях является предпоследний слог. В большинстве иностранных слов безударными являются следующие окончания:

-um; -as,-es,-is,-os,-us;-ax,-ex,-ix,-yx;-ans,-asch,-yr;-ak,-ens;-iker.

В иностранных словах окончание -or является безударным, но при прибавлении к нему во множественном числе окончания -en оно становится ударным. Всегда ударным является окончание -ion.

Ударение в сложных словах. Сложные слова могут состоять из двух, трех основ и более. В их образовании участвуют как немецкие, так и иностранные слова, представленные различными частями речи:

существительными, прилагательными, глаголами и другими.

Различают два вида сложных слов: определительные и копулятивные (связанные).

Определительные сложные слова состоят из основного слова — существительного и определяющего слова, которым может быть любая часть речи, например: Sch'reibtisch. В определительных  сложных словах главное ударение несет определяющее слово, а основное слово имеет второстепенное ударение: `Sch'reibtisch.

Копулятивные сложные слова образуются путем соединения между собой однородных слов, например: schwarzweiß. В копулятивных сложных словах главное ударение падает на последний компонент: schwarz'weiß.

 

2.2. Фразовое ударение

Фразовое ударение образуют отдельные слоги высказывания (фразы), уже несущие словесное ударение. Фразовое ударение падает на слоги тех слов, которые значимы для всего высказывания. При этом надо разграничивать нейтральные и эмоционально окрашенные высказывания.

Вокруг слова, несущего фразовое ударение, группируются слова, отличающиеся друг от друга степенью ударности. Ими могут быть знаменательные и служебные слова. Знаменательные слова выделяются более слабым ударением, чем слово, несущее фразовое ударение. Служебные слова (артикли, местоимения, предлоги и союзы) в нейтральном высказывании безударны.

Знаменательные и служебные слова образуют синтагмы, границы которых определяются по членам предложения, хотя не обязательно, чтобы каждый член предложения выделялся в отдельную синтагму.

В высказывании (фразе) одновременно может присутствовать как фразовое, так и синтагматическое ударения. В многосинтагменных фразах фразовое ударение совпадает с одним из синтагматических ударений по месту своей реализации, но отличается большей интенсивностью и движением основного тона.

Существует и особый вид ударения – логическое ударение. Им выделяется наиболее важное в смысловом отношении слово в речевой ситуации. Оно может падать и на безударные слова: личные местоимения, предлоги, союзы.

Различные степени ударности слогов в словах, составляющих синтагмы, обозначаются с помощью следующих значков:

1) синтагматическое (фразовое) ударение: ["];

2) сильное ударение, по интенсивности равное главному ударению в сложных словах: [' ];

3) ослабленное ударение, по интенсивности равное второстепенному ударению в сложных словах: [`].

Ble' ib  ru"hig!

 

2.3. Паузы

Развернутое высказывание может члениться на меньшие интонационные единицы, т. е. синтагмы, с помощью пауз различной длительности. Синтагмы, синтаксически совпадающие с компонентами сложносочиненных предложений или с главными и придаточными предложениями сложноподчиненных предложений, разграничиваются длительной паузой, обозначаемой в транскрипции вертикальной линией [І]. Синтагмы, синтаксически совпадающие с членами предложения. разграничиваются менее длительной паузой, обозначаемой в транскрипции вертикальной волнистой линией.

 

2.4. Мелодика и ее виды

Мелодика – это изменение высоты основного тона голоса на протяжении произносимой фразы или синтагмы. Мелодика представляет собой важнейший компонент интонации, поскольку выполняет наибольшее число функций по сравнению с остальными интонационными средствами. Мелодика оформляет и фразу и синтагму в целостное единство. Она является наиболее важным средством, позволяющим придать фразе ту или иную коммуникативную направленность. Мелодика во взаимодействии с паузой дает возможность отличить законченную фразу от незаконченной и однозначно определить синтаксические связи между отдельными ее частями. Совместно с ударением она выделяет во фразе известное и новое, тем самым производит ее членение.

В речевой ситуации характер мелодики обусловливается синтаксическим типом и лексическим составом фразы. Во фразе или синтагме мелодика может быть представлена тремя видами:

1) терминальная (нисходящий тон) ;

2) интеррогативная (восходящая) ↑;

3) прогредиентная (ровный тон) →.

Стрелку, обозначающую тот или иной вид мелодики, ставят над ударным слогом. Если необходимо передать фразовое или синтагматическое ударение, то ударный слог может быть дополнен знаком ударения. Следует иметь в виду, что интонационное оформление нейтральной речи существенно отличается от интонационного оформления эмоционально окрашенной речи. Эмоциональн ая окраска произносимой фразы сказывается самым непосредственным образом и на ее мелодике, вплоть до ее полного изменения.

2.4.1. Терминальная (нисходящая) мелодика

Терминальная мелодика используется для того, чтобы показать завершенный характер фразы (высказывания). Терминальная мелодика встречается во всех типах предложения: повествовательных, побудительных, вопросительных. Исключение составляют вопросительные предложения без вопросительного слова, произносимые с восходящим тоном.

 

2.4.2. Прогредиентная (ровная) мелодика

Прогредиентная мелодика используется, если необходимо показать, что высказывание (фраза) еще не закончено и после возможной паузы оно будет продолжено до его завершения. Завершение высказывания возможно и после нескольких пауз. Прогредиентная мелодика присутствует в распространенных предложениях, при перечислении, в прерванной прямой речи, а также в высказываниях, выражающих нерешительность или неуверенность. При делении высказывания на несколько синтагм, каждая из них начинается с более низкого движения тона.

 

2.4.3. Интеррогативная (восходящая) мелодика

Восходящая мелодика используется в том случае, если высказывание носит законченный характер и имеет форму вопроса. При этом оно кому-то адресуется и служит для поддержания общения. Кроме того, восходящая мелодика используется также в повествовательных, восклицательных предложениях и пожеланиях, если они кратки по форме, а их информационное содержание не выдвигается на первый план.

 

2.5. Контрольные вопросы:

1. Что такое интонация?

2. Из каких компонентов состоит интонация?

3. Какие функции выполняет интонация?

4. Что такое словесное ударение?

5. Что характерно для словесного ударения?

6. Где ставится ударение в корневых словах?

7. Какая часть сложного слова несет на себе главное ударение?

8.  Что представляет собой логическое ударение?

9. Какую роль играет фразовое ударение?

10. Что такое синтагма и как она обозначается в транскрипции?

11. Что такое мелодика?

12. Какими видами представлена мелодика немецкого предложения?

13. Что такое терминальная мелодика?

14. Что такое прогредиентная мелодика?

15. Что такое интеррогативная мелодика?